Переговорная процедура закупки: алгоритм проведения

22
Переговорная процедура закупки применяется заказчиком только в исключительных случаях. Расскажем, о каких именно случаях идет речь и по какому алгоритму должен действовать заказник, чтобы провести удачно закупку товаров, работ, услуг по переговорной процедуре.

Порядок проведения переговорной процедуры закупки определяет Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922 (далее — Закон о публичных закупках). Прежде чем его рассмотреть, напомним о важном этапе, без котрого не возможно проведение какой-либо процедуры закупки, — о планировании закупки.

Составление и обнародование годового плана закупок

Как известно, каждая публичная закупка должна быть запланирована в годовом плане.

Ведь согласно части 6 статьи 2 Закона о публичных закупках запрещено приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом, и заключение договоров, которые предусматривают оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных настоящим Законом.

Заказчики должны запланировать закупки в годовом плане закупок, составленном по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 № 490 (далее — Приказ № 490).

Напомним, что

заказчик самостоятельно и бесплатно через авторизованные электронные площадки публикует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном Уполномоченным органом, и Законом о публичных закупках, информацию о закупке.

При этом заказчик размещает информацию в электронной системе ProZorro путем ее внесения и заполнения в электронном виде через автоматизированное рабочее место заказчика — электронный сервис на авторизованных электронных площадках.

Датой и временем опубликования информации в ProZorro являются дата и время внесения и заполнения ее через автоматизированное рабочее место заказчика на электронной площадке. А размещением/публикацией информации — наличие ее в ProZorro в интерактивном режиме реального времени.

Информацию о годовом плане закупок заказчик вносит в соответствующие поля формы через электронную площадку, на которой он зарегистрирован для проведения процедур публичных закупок. Далее данная информация должна автоматически отразиться в форме годового плана, утвержденной Приказом № 490,  в ProZorro на веб-портале публичных закупок www.prozorro.gov.ua.

Напомним, что

согласно Приказу № 490 в приложение к годовому плану закупок вносят информацию о закупках, ожидаемая стоимость которых не превышает сумм, указанных в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона о публичных закупках. Составляют такое приложение по форме годового плана закупок также путем заполнения соответствующих полей через электронную площадку.

Теперь приступим к рассмотрению алгоритма проведения переговорной процедуры закупки.

ШАГ 1. Принимаем решение о применении переговорной процедуры закупки

Переговорную процедуру закупки заказчик применяет в исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых определен в части второй статьи 35 Закона о публичных закупках.

Основания для применения переговорной процедуры подтверждают исключительность ситуации, при которой невозможно провести конкурентную процедуру закупки. Поэтому выбор переговорной процедуры закупки должен быть документально подтвержден.

Законодатель не установил конкретные требования к органу, который может выдавать такие документы, как, собственно, и самого перечня подтверждающих документов.

Документами, подтверждающими основания для применения переговорной процедуры, могут быть как документы самого заказчика, так и документы, выданные другими предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами (в частности, экспертные заключения, нормативные, технические документы и прочее).

Однако в каждом конкретном случае советуем заказчику максимально объективно подходить к обоснованию невозможности применить конкурентные торги.

Далее проанализируем предусмотренный законодателем перечень случаев (оснований), когда заказчик может применить переговорную процедуру закупки. А также рассмотрим, какими документами он может подтвердить наличие таких случаев.

Основание 1 для применения переговорной процедуры закупки

Это — закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса.

Документы для подтверждения:

  • авторский договор о передаче исключительного права на использование произведения или авторский договор о передаче неисключительного права на использование произведения (ст. 32 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.1993 № 3792-XII; далее — Закон № 3792);
  • свидетельство о регистрации авторского права на произведение (ст. 11 Закона № 3792, постановление КМУ «О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение» от 27.12.2001 № 1756);
  • охранный документ, удостоверяющий приоритет, авторство и право собственности на изобретение (полезную модель), а именно: патент (патент на изобретение, декларационный патент на изобретение, декларационный патент на полезную модель, патент (декларационный патент) на секретное изобретение, декларационный патент на секретную полезную модель) (ст. 1 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.1993 № 3687-XII);
  • протокольное решение о победителе архитектурного или художественного конкурса (Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.1999 № 687-XIV; постановление КМУ «Об утверждении Порядка проведения архитектурных и градостроительных конкурсов» от 25.11.1999 № 2137);
  • соответствующие экспертные заключения.

Основание 2 для применения переговорной процедуры закупки

Это — отсутствие конкуренции (в частности, по техническим причинам) на соответствующем рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы.

Документы для подтверждения:

  • документ о монопольном положении на рынке соответствующего участника (можно воспользоваться перечнем субъектов естественных монополий, который размещен на официальном сайте Антимонопольного комитета Украины в рубрике «Конкуренция»);
  • документ о подтверждении исключительной технической возможности единственного участника по конкретному предмету закупки товаров (услуг или работ) выполнить условия договора (в частности, это могут быть технические документы на товар, определенные экспертные заключения).

Основание 3 для применения переговорной процедуры закупки

Это — насущная потребность в осуществлении закупки через особые экономические или социальные обстоятельства, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения тендера, а именно: связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на отдельной территории, субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которая привела (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большого количества погибших и пострадавших, нанесению значительных материальных убытков, а также к невозможности проживания населения на данной территории или объекте или осуществления на ней хозяйственной деятельности.

Частью пятой статьи 2 Закона о публичных закупках предусмотрено, что особенности осуществления процедур закупки товаров, работ и услуг, определенных настоящим Законом (кроме товаров, работ и услуг, подлежащих закупке в соответствии с соглашениями в порядке, определенном абзацем семнадцатым части третьей настоящей статьи), Министерством обороны Украины и его разведывательным органом, МВД, СБУ, Национальной гвардией Украины, Государственной пограничной службой Украины, Службой внешней разведки Украины, Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины, Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям и другими военными формированиями и/или частями в особенный период устанавливаются отдельным законом.

Документы для подтверждения:

  • документ о невозможности проведения заказчиком конкурентных процедур закупок (в частности, протокол заседания тендерного комитета с расчетом срока проведения открытых торгов);
  • документ с информацией о том, что насущная потребность в закупке возникла у заказчика в связи с необходимостью немедленной ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Таким документом может быть заключение о форс-мажорных обстоятельствах, выданное Торгово-промышленной палатой Украины, или же экспертное заключение Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям об уровне чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, социальных чрезвычайных ситуациях (приказ МВД Украины «Об утверждении Требований к перечню и содержанию документов для предоставления экспертного заключения об уровне чрезвычайной ситуации» от 04.09.2014 № 905);
  • документ о необходимости предоставления Украиной в установленном порядке гуманитарной помощи другим государствам (в частности, решение о предоставлении Украиной гуманитарной помощи, принятое Верховной Радой Украины или Президентом Украины; поручение, распоряжение КМУ о предоставлении гуманитарной помощи).

Следует отметить, что порядок предоставления Украиной гуманитарной помощи урегулирован Законом Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.1999 № 1192-XIV (далее — Закон № 1192), а также постановлением КМУ «Об утверждении Порядка предоставления Украиной гуманитарной помощи» от 21.02.2001 № 161.

Гуманитарная помощь —

это целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или помощь в виде выполнения работ, предоставления услуг, предоставляемая иностранными и отечественными донорами исходя из гуманных мотивов получателям гуманитарной помощи в Украине или за рубежом, которые нуждаются в ней в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, тяжелым финансовым положением, возникновением чрезвычайного положения (в частности, вследствие стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий, экологических, техногенных и других катастроф), которые создают угрозу для жизни и здоровья населения, или тяжелой болезнью конкретных физических лиц, а также для подготовки к вооруженной защите государства и его защиты в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта.

Гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности и должна направляться согласно обстоятельств, объективных потребностей, воли ее получателей и при условии соблюдения требований статьи 3 Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Основание 4 для применения переговорной процедуры закупки

Четвертым основанием считается случай, когда заказчик дважды отменил тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, и при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не отличаются от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации.

Напомним, что тендер (торги) — осуществление конкурентного отбора участников для определения победителя торгов в соответствии с процедурами, установленными Законом о публичных закупках (кроме переговорной процедуры закупки).

Поэтому, во-первых, заказчик может применить указанное основание только в случае, если он дважды отменил процедуру закупки (тендер), которую он проводил согласно Закону о публичных закупках.

Во-вторых, основанием для таких двух отмен тендера может быть именно отсутствие достаточного количества участников.

Основанием для отмены закупки в обоих случаях может быть только абзац 5 части первой статьи 31 Закона о публичных закупках, а именно: подача для участия в торгах менее двух тендерных предложений, а в случае осуществления закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками — менее трех предложений.

В-третьих, во время переговорной процедуры закупки заказчик должен учесть, что предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику могут отличаться от тех требований, которые заказчик определял предварительно в тендерной документации при проведении тендеров по этим же предметам.

Документы для подтверждения:

  • документы, подтверждающие наличие фактов отмены двух тендеров из-за отсутствия достаточного количества участников: два решения тендерного комитета об отмене торгов и два сообщения об отмене торгов, опубликованные заказчиком в электронной системе закупок.

Основание 5 для применения переговорной процедуры закупки

Это — потребность осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставителя услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием.

Документы для подтверждения:

  • документ о подтверждении вынужденной необходимости в закупке дополнительного объема предварительно закупленного предмета закупки (в частности, служебные записки структурных подразделений заказчика с обоснованием потребности);
  • документ о подтверждении необходимости осуществить закупку именно у того контрагента, у которого ранее была осуществлена закупка, и о том, что замена такого контрагента может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием (в частности, такими документами могут быть технические документы, соответствующее заключение эксперта);
  • документы, подтверждающие осуществление заказчиком предварительной процедуры закупки с тем же предметом закупки и заключение договора с таким контрагентом (в частности, договор о закупке).

Основание 6 для применения переговорной процедуры закупки

Это — необходимость проведения дополнительных строительных работ, которые не указанны в первоначальном проекте, но через непредвиденные обстоятельства стали необходимыми для выполнения проекта, при следующих условях: договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, такие работы технически или экономически связаны с главным (первичным) договором; общая стоимость дополнительных работ не превышает 50% стоимости главного (первичного) договора.

Документы для подтверждения:

  • документы, подтверждающие проведение предыдущей процедуры закупки с тем же предметом закупки и заключение договора с этим же исполнителем работ (в частности, договор о приобретении);
  • документальное подтверждение факта наличия непредвиденных обстоятельств, которые возникли не по вине заказчика, но при которых возникла необходимость в проведении дополнительных строительных работ, которые не указанны в первоначальном проекте и без которых выполнения в целом проекта невозможно;
  • экспертное заключение проектной организации;
  • проектно-сметная документация на новый объем работ (стоимость дополнительных работ не должна превышать 50% стоимости главного (первичного) договора).

Основание 7 для применения переговорной процедуры закупки

Это — закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в частности с целью защиты национальной безопасности и обороны, во время урегулирования споров, рассмотрения в зарубежных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины на основании решения КМУ или введенных в действие согласно решений Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Документы для подтверждения:

  • документы, подтверждающие необходимость юридической защиты прав и интересов Украины (в частности, решения КМУ, Совета национальной безопасности и обороны Украины).

К тому же в протоколе заседания тендерного комитета, который заказчик составляет в произвольной форме, следует указать наименование и ожидаемую стоимость предмета закупки, основание применения переговорной процедуры закупки в соответствии с части 2 статьи 35 Закона о публичные закупки, наименование участника(-ов) процедуры, с которым(-ми) проведены переговоры.

Заметим, что в случае, если заказчик проводит переговоры во время заседания тендерного комитета, на котором принимает решение о применении переговорной процедуры закупки, то информацию о переговорах указывают в протоколе заседания тендерного комитета. В то же время переговоры можно оформить отдельным протоколом о переговорах (например, если предметом закупки являются товары и услуги, указанные в абзаце 2 части третьей статьи 35 Закона о публичных закупках, поскольку по закону нет необходимости проверять квалификацию участника).

Если переговоры проведены после принятия решения о применении переговорной процедуры закупки, то результаты переговоров оформляются:

  • отдельным протоколом заседания тендерного комитета (если существует потребность в квалификационной проверке); или
  • протоколом переговоров (если отсутствует потребность в квалификационной проверке).

Заметим, что согласно статье 16 Закона о публичных закупках определены три квалификационных критерия:

  • оборудование и материально-техническая база;
  • работники соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт;
  • документально подтвержденный опыт выполнения аналогичного договора.

При этом заказчик может требовать от участника переговорной процедуры закупки документальное подтверждение его соответствия даже одному из указанных квалификационных критериев.

По закону заказчик проводит переговоры с одним или несколькими участниками. Протокол переговоров составляют в произвольной форме. При этом подтверждением факта проведения переговоров могут быть и другие документы (например, переписка).

ШАГ 2. Принимаем решение о намерении заключить договор о закупке

Как предусмотрено частью третьей статьи 35 Закона о публичных закупках, по результатам проведенных переговоров с участником (участниками) заказчик принимает решение о намерении заключить договор.

Опубликование заказчиком информации о применении переговорной процедуры закупки и обоснование ее применения не требуется.

Победитель процедуры закупки — это участник, тендерное предложение которого отвечает всем критериям и условиям, определеным в тендерной документации, и признано наиболее экономически выгодным, которому заказчик сообщил о намерении заключить договор, или участник, которому заказчик сообщил о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки (п. 15 ч. 1 ст. 1 Закона о публичных закупках).

Уведомление о намерении заключить договор при переговорной процедуре закупки заказчик обязательно безвозмездно публикует на веб-портале Уполномоченного органа в течение одного календарного дня после принятия решения.

Следует обратить внимание на то, что по закону уведомление о намерении заключить договор должно содержать:

  • наименование и местонахождение заказчика;
  • наименование, количество товара и место его поставки, вид работ и место их выполнения (или вид услуг и место их предоставления);
  • сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • наименование, местонахождение и контактные телефоны участника (участников), с которым проведены переговоры;
  • цену предложения;
  • обоснование применения переговорной процедуры.

Заметим, что в пункте 13 утвержденной формы уведомления о намерении заключить договор при применении переговорной процедуры (далее — форма) заказчик должен указать условие применения переговорной процедуры закупки в соответствии с частью второй статьи 35 Закона о публичных закупках, а в пункте 14 формы — обоснование применения переговорной процедуры закупки (ссылки на экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки).

ШАГ 3. Заключаем договор о закупке по результатам переговорной процедуры

Договор о закупке заключается в письменной форме, он должен соответствовать требованиям Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины и учитывать особенности, определенные Законом о публичных закупках.

При этом участник — победитель переговорной процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии предусмотрено законодательством.

Заметим, что согласно части четвертой статьи 36 Закона о публичных закупках условия договора о закупке не могут отличаться от цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о публичных закупках договор о закупке является ничтожным, в частности, в случае его заключения с нарушением требований части четвертой статьи 36 Закона о публичных закупках, то есть если условия договора будут отличаться от цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры.

Срок, в течение которого заказчик не имеет права заключать договор о закупке, поскольку должно быть обеспечено право лиц на обжалование решений заказчика, составляет 10 календарных дней.

При этом отсчет должен вестись со дня обнародования на веб-портале www.prozorro.gov.ua уведомления о намерении заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки.

Срок, в течение которого можно не заключать договор (сокращенный срок) составляет пять календарных дней. А отсчет, опять же, ведем со дня опубликования сообщения о намерении заключить договор.

Сокращенный срок касается таких случаев:

  • закупка связана с насущной потребностью;
  • закупка нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставки тепловой энергии, централизованного снабжения горячей водой, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.

Что же касается конечного срока заключения договора о закупке в случае проведения переговорной процедуры закупки, такой срок предусмотрен в Законе о публичных закупках. Однако не прямо в норме, которая регулирует вопрос срока заключения договора по результатам переговорной процедуры закупки, а в части четвертой статьи 35 Закона о публичных закупках, которая определяет основания для отмены такой процедуры закупки.

Конечный срок заключения договора по результатам переговорной процедуры закупки — 35 календарных дней со дня опубликования сообщения о намерении заключить договор (20 календарных дней — в случае «срочной» закупки и отдельных товаров/услуг).

Для изменений основных условий договора — изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменение курса иностранной валюты, изменение биржевых котировок или показателей Platts, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в договоре о закупке, — необходимо предварительно оговорить в договоре о закупке соответствующий порядок изменения.

Следует обратить внимание на то, что срок опубликования сообщения о внесении изменений в договор и отчета о выполнении договора составляет три календарных дня.

К тому же уведомление о внесении изменений в договор заказчики публикуют во всех без исключения восьми случаях, предусмотренных частью 4 статьи 36 Закона о публичных закупках.

Образец договоро про закупке можна скачать здесь

ШАГ 4. Оформление результатов переговорной процедуры закупки

Законом о публичных закупках создание заказчиком объявления о результатах процедуры закупки не предусмотрено.

Отчет о результатах проведения процедуры закупки автоматически формируется электронной системой закупок и обнародуется в течение одного дня после обнародования заказчиком договора о закупке на веб-портале Уполномоченного органа.

Требования к отчету о результатах проведения процедуры закупки установлены в части первой статьи 19 Закона о публичных закупках. Так, в отчете по результатам переговорной процедуры закупки обязательно указываются:

  • наименование предмета закупки;
  • количество участников процедуры закупки, наименование и местонахождение участника, с которым заключен договор о закупке;
  • цена предложения на переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки и сумма, определенная в договоре о закупке;
  • дата опубликования сообщения о намерении заключить договор, размещенного на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 Закона о публичных закупках;
  • дата заключения договора о закупке;
  • сводная информацию о наличии и соответствии установленным законодательством требованиям документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным критериям согласно статье 16 Закона о публичных закупках.

Форма отчета о результатах проведения процедуры закупки утверждена Приказом № 490.

ШАГ 5. Отмена переговорной процедуры закупки

Согласно части четвертой статьи 35 Закона о публичных закупках переговорную процедуру заказчик отменяет в случае:

  • если он допустил нарушения, которые повлияли на объективность определения победителя процедуры закупки;
  • невозможности устранить нарушения, возникшие из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам закупок;
  • отсутствия дальнейшей потребности в закупке товаров, работ и услуг;
  • сокращения расходов на осуществление закупки товаров, работ и услуг;
  • неподписания участником договора о закупке в срок 35 дней со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщения о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки (20 дней — в случае применения переговорной процедуры закупки по основаниям, определенным пунктом 3 части второй статьи 36 Закона о публичных закупках, а также в случаях закупки:

нефти, нефтепродуктов сырых;

электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению;

централизованной поставки тепловой энергии;

централизованного снабжения горячей воды;

услуг с централизованного отопления;

услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов;

телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов;

услуг централизованного водоснабжения и/или водоотвода;

услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования).

При этом заказчик переговорную процедуру закупки может отменить частично (по лоту).

Следует обратить внимание, что решение об отмене переговорной процедуры закупки должен принять тендерный комитет, оформив его протоколом в произвольной форме.

Как предусмотрено частью третьей статьи 31 Закона о публичных закупках, объявление об отмене торгов или признании их несостоявшимися, заказчик публикует в электронной системе закупок в течение одного календарного дня со дня принятия соответствующего решения, а система автоматически отправляет его всем участникам.

Документы и сроки обнародования информации о закупке в случае переговорной процедуры закупки

Документ (информация)

Сроки

Уведомление о намерении заключить договор во время применения переговорной процедуры

В течение 1 к. дн. со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки

Договор о закупке

В течение 2 к. дн. со дня его заключения

Отчет о результатах проведения процедуры закупки

В течение 1 к. дн. после обнародования договора о закупке

Уведомление о внесении изменений в договор

В течение 3 к. дн. со дня внесения изменений

Отчет о выполнении договора

В течение 3 кол. дн. со дня окончания срока действия договора, исполнения договора или его расторжения



Ваша персональна добірка.

    Підписка на статті

    Підпишіться на розсилку, аби не прогавити жодної важливої та цікавої статті. Це БЕЗПЛАТНО. З нашою допомогою працювати легше!

    Освітні заходи

    Освітні заходи

    Отримайте нові знання

    Взяти участь

    Інтернет-магазин

    Скористайтеся найбільш вигідними пропозиціями

    Скористайтеся найбільш вигідними пропозиціями з передплати і станьте читачем тижневика «Головбух:БЮДЖЕТ» та журналів «Головбух: Праця та зарплата» і «Держзакупівлі» просто зараз

    Живе спілкування з редакцією












    © Головбух: Бюджет, 2017. Усі права захищено
    Повне або часткове копіювання будь-яких матеріалів порталу, цитування, публікація їх анотованих оглядів допускаються лише з письмового дозволу редакції порталу

    Тижневик «Головбух: Бюджет», свідоцтво про державну реєстрацію друкованого засобу масової інформації КВ № 14859-3830Р від 29.01.2009

    Журнал «Держзакупівлі», свідоцтво про державну реєстрацію друкованого засобу масової інформації КВ № 18739-7539Р від 14.02.2012

    Журнал «Головбух: праця та зарплата», свідоцтво про державну реєстрацію друкованого засобу масової інформації КВ № 14961-3933 ПР від 05.03.2009

    
    • Ми в соцмережах
    Коте теж здивований, але…


    він знає, що зареєструється і скачає файли.
    57 секунд на реєстрацію – і Ви теж зможете скачувати необхідні документи, форми, зразки тощо



    У мене є пароль
    нагадати
    Пароль надіслано на пошту
    Ввести
    Я тут вперше
    на реєстрацію знадобиться лише 57 секунд
    Введіть ел. пошту або логін
    Неправильний логін або пароль
    Неправильний пароль
    Введіть пароль
    Oops!.. Але публікацію можуть бачити лише зареєстровані користувачі



    Приділіть лише 57 секунд реєстрації – і читатимете статті, актуальні запитання та відповіді на них


    У мене є пароль
    нагадати
    Пароль надіслано на пошту
    Ввести
    Я тут вперше
    на реєстрацію знадобиться лише 57 секунд
    Введіть ел. пошту або логін
    Неправильний логін або пароль
    Неправильний пароль
    Введіть пароль